Комардина Ирина рассказала, как зарегистрировать товарный знак и с какими проблемами можно столкнуться, если это не сделать

В соответствии со ст.1477 ГК РФ товарный знак представляет собой уникальное обозначение продукции, которое позволяет потребителям отличать бренд от аналогичных товаров или услуг, а производителям – выделиться на рынке и создать узнаваемость.

Типы товарных знаков

Различают несколько разновидностей товарных знаков:

словесные наименования товара (буквенные) (например, «кока-кола», «самсунг» и т.д.);

изобразительные (картинка), это вид логотипа производителя, который может присутствовать на всей продукции, которую он производит.

комбинированные. Наиболее распространенный тип товарного знака в мире. Он представляет собой сочетание нескольких видов знаков, например, картинки и слова.

объемные, представляют собой оригинальную форму товара или его упаковку;

звуковые, чаще всего встречаются на радио и телевидении. По сути, это музыкальная заставка, которая ассоциируется с определенным продуктом;

цветовые. Относительно новый и, пожалуй, самый сложный в регистрации вид знака. Можно зарегистрировать как один цвет, так и сочетание цветов.

Среди необычных товарных знаков можно выделить такие виды, как: обонятельный, позиционный, изменяющийся и осязательный.

Ключевая задача товарного знака – повысить узнаваемость бренда и выделить его среди конкурентов. Производитель вправе использовать любые словесные, цифровые и графические сочетания.

Однако следует знать, что на государственном уровне запрещено использование отдельных элементов в составе товарного знака без специального разрешения соответствующих органов. К таким элементам могут относиться объекты культурного наследия народов РФ, объекты всемирного культурного или природного наследия, изображения культурных ценностей, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и др.), названия международных организаций и их отличительные знаки.

Кроме вышеуказанных оснований, обозначению могут отказать в регистрации, если оно:

вошло во всеобщее употребление как характеризующее определенный товар или услугу;

противоречит общественным интересам и принципам морали;

сходно с уже зарегистрированными товарными знаками или только заявленным на регистрацию обозначением.

Читать статью  Финтех Aghanim запустил трансформацию монетизации и распространения мобильных игр

Как зарегистрировать товарный знак

Принимая решение о создании собственного товарного знака, прежде всего следует убедиться, что у предполагаемого обозначения нет близких аналогов, т.е. сходных обозначений. Сделать это можно при помощи различных сервисов, имеющих доступ к данным Федерального института промышленной собственности (ФИПС) или непосредственно через запрос в указанную организацию. Также можно обратиться в организации, профессионально занимающиеся оказанием услуг по проверке и регистрации средств индивидуализации, где работают квалифицированные патентные поверенные. Если такой проверки не сделать, есть высокий риск получения отказа в регистрации.

Для успешной регистрации потребуется подготовить ряд документов:

письменную заявку на регистрацию;

конкретное обозначение будущего товарного знака, а также его описание в свободной формулировке;

максимально полный список товаров и услуг, которые будут реализовываться под данным брендом с обязательной классификацией согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Добавить дополнительные позиции после подачи заявки уже не получится, необходимо будет подать новую заявку.

Заявка направляется в Роспатент путем личного обращения, отправки почтовыми сервисами или в электронной форме через Госуслуги или через сервис сайта ФИПС. 

Регистрация собственного бренда – процедура платная. При подаче заявки необходимо оплатить соответствующую патентную пошлину за экспертизу знака. Если все хорошо и вынесено решение о регистрации, Роспатент взимает вторую часть пошлины – за регистрацию знака и выдачу свидетельства.

После отправки заявления Роспатент в течение 1 месяца проверяет наличие всех документов и их соответствие законодательным нормам (формальная экспертиза). Если не выявлено никаких проблем, стартует детальная экспертиза (экспертиза по существу) на сходство с уже имеющимися брендами. Она может продлиться до 6 месяцев. (ст.1498–1499 ГК РФ).

Риски отсутствия зарегистрированного товарного знака

Если предприниматель всерьез заинтересован в развитии своего дела и хочет создать уникальный продукт, который будет выделяться на рынке, без регистрации товарного знака ему не обойтись. Если этого не сделать, в обозримом будущем возможно появление ряда проблем:

Читать статью  «Деловые Линии» рассказали, как оптимизировали доставку от и до адреса в дни пикового спроса

посторонний человек может зарегистрировать чужое обозначение на себя и шантажировать производителя, угрожая судебными исками и издержками. Как итог – утрата узнаваемого бренда и огромные финансовые потери;

вполне реальны ситуации, когда по незнанию производитель сам является нарушителем, поскольку использует наименование, сходное с уже имеющимся на рынке брендом. Правообладатель в любой момент вправе обратиться в суд и обязать нарушителя выплатить солидный штраф (до 5 млн рублей). Невольный нарушитель уже не сможет использовать данное обозначение в своей деятельности;

недобросовестные конкуренты могут воспользоваться отсутствием регистрации и создать товар-аналог, который по качественным характеристикам будет гораздо хуже. Как итог – утрата доверия потребителей, финансовые и репутационные потери;

крупные маркетплейсы не возьмут товар на реализацию, если на товарный знак отсутствуют документы, подтверждающие ваше право на его использование;

невозможно будет расширить бизнес через сеть франчайзи, поскольку ключевое условие франчайзинга – наличие права на товарный знак;

наличие сложностей при последующей продаже бизнеса.

Регистрация собственного товарного знака – это гарантия развития своего дела, создание уникального продукта, который будет выделяться на рынке и позволит завоевать как можно больше потребителей.

Руководитель направления регистрации товарных знаков патентного бюро GPG

Комардина Ирина Львовна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *