Государственный долг
Государственный долг — это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для следующих задач:
Вопрос: 5.1.1
- финансирование дефицита государственного бюджета;
- регулирование экономической активности и параметров финансового рынка;
- финансирование целевых государственных инвестиционных проектов и программ.
Государственные ЦБ выпускаются в обращение для:
- финансирования дефицита гос. бюджета;
- регулирования экономической активности и параметров финансового рынка;
- финансирования целевых государственных инвест. проектов и программ.
Основные способы покрытия дефицита бюджета — это:
Вопрос: 5.1.2
- выпуск в обращение дополнительных объемов необеспеченной денежной массы;
- повышение уровня налогообложения хозяйствующих субъектов;
- государственные заимствования на финансовом рынке.
Способы покрытия дефицита бюджета:
- выпуск в обращение дополнительных объемов необеспеченной денежной массы;
- повышение уровня налогообложения хозяйствующих субъектов;
- гос. заимствования на фин. рынке.
Государственный долг представляет собой:
Вопрос: 5.1.3
- общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов;
- заимствования государства на финансовом рынке;
- сумма задолженности государства кредиторам.
К госдолгу Российской Федерации относятся долговые обязательства (кредиты и займы) перед:
- физ. и юр. лицами РФ;
- субъектами РФ;
- муниципальными образованиями;
- иностранными государствами;
- международными фин. организациями;
- иными субъектами международного права;
- иностранными физическими и юридическими лицами.
В отношении государственного долга верно следующее утверждение:
Вопрос: 5.1.4
- государственный долг представляет собой займы и кредиты, привлекаемые государством от физических и юридических лиц.
К госдолгу Российской Федерации относятся долговые обязательства (кредиты и займы) перед:
- физ. и юр. лицами РФ;
- субъектами РФ;
- муниципальными образованиями;
- иностранными государствами;
- международными фин. организациями;
- иными субъектами международного права;
- иностранными физическими и юридическими лицами.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
Вопрос: 5.1.5
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий.
Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:
- кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных фин. организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
- гос. ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
- бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов России;
- гос. гарантиям РФ;
- иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на госдолг России.
Долговые обязательства Российской Федерации по срокам могут быть:
Вопрос: 5.1.6
- краткосрочными (до одного года):
- среднесрочными (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочными (от 5 лет до 30 лет);
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть:
- краткосрочными — менее одного года
- среднесрочными — от одного года до пяти лет
- долгосрочными — от пяти до 30 лет включительно
В отношении долговых обязательств Российской Федерации верно следующее утверждение:
Вопрос: 5.1.7
- долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, составляющие внутренний долг, должны быть выражены только в валюте Российской Федерации.
В соответствии со статьями 98-99 Бюджетного кодекса РФ, долговые обязательства РФ, ее субъектов и муниципальных образований, составляющие внутренний долг, должны быть выражены только в валюте РФ.
В отношении государственного долга верны следующие утверждения:
Вопрос: 5.1.8
- управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией;
- управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
В пунктах 2, 3, 4 статьи 101 БК РФ указано, что управление гос. долгом Российской Федерации осуществляется:
- Правительством России
- Минфином.
- высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации
- фин. органу субъекта Российской Федерации, в соответствии с законодательством.
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется:
Вопрос: 5.1.9
- правительством Российской Федерации.
В пунктах 2, 3, 4 статьи 101 БК РФ указано, что управление гос. долгом Российской Федерации осуществляется:
- Правительством России
- Минфином.
- высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации
- фин. органу субъекта Российской Федерации, в соответствии с законодательством.
Метод управления государственным долгом, предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации — это:
Вопрос: 5.1.10
- реструктуризация.
В БКРФ предусмотрен метод управления государственным долгом в форме реструктуризации.
Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
п. 1 ст. 105 Бюджетного кодекса РФ
В отношении государственного долга верны следующие утверждения:
Вопрос: 5.1.11
- предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств;
- верхний предел долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга устанавливается законом субъекта Российской Федерации о бюджете или правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год;
В п. 1 ст. 106 и п. 1 ст. 107 неактуальной ред. БКРФ говорится:
Предельные объемы гос. внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются ФЗ о федеральном бюджете на очередной фин. год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной фин. год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием, в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
Действующее законодательство:
п. 3 ст. 184.1 БКРФ
Законом (решением) о бюджете утверждаются верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) верхний предел гос. внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным фин. годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием, в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям.
п. 1 ст. 107 БКРФ
Предельный объем муниципального долга, гос. долга субъекта РФ на очередной фин. год (очередной фин. год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В отношении государственной или муниципальной гарантии верны следующие утверждения:
Вопрос: 5.1.12
- государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством Российской Федерации;
- письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной;
- гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.
Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством, Минфином РФ либо иной уполномоченный орган представляет Правительство на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства.
В действующей редакции этот пункт перенесен в п. 1 ст. 116 Бюджетного кодекса РФ и звучит следующим образом:
Правительство РФ вправе принимать решения в форме акта о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
Форма гарантии указана в пункте 3 статьи 115 БКРФ.
Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной.
Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.
п. 4 ст. 115 Бюджетного кодекса РФ
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется:
Вопрос: 5.1.13
- Банком России и его учреждениями.
Выполнение ЦБ РФ, кредитной организацией или другой специализированной фин. организацией функций генерального агента (агента) Правительства РФ по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином РФ.
п. 2 ст. 119 Бюджетного кодекса РФ
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется путем:
Вопрос: 5.1.14
- операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации;
- операций по погашению долговых обязательств Российской Федерации;
- операций по выплате доходов по долговым обязательствам Российской Федерации.
Вопрос соответствует неактуальной редакции Бюджетного кодекса РФ в части п. 2 ст. 119:
Обслуживание гос. внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством, путем осуществления:
- операций по размещению долговых обязательств РФ;
- погашению долговых обязательств;
- выплате доходов в виде процентов по ним.
Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются: операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
п. 1 ст. 119 Бюджетного кодекса РФ
В отношении Государственной долговой книги Российской Федерации верны следующие утверждения:
Вопрос: 5.1.15
- Государственная долговая книга Российской Федерации ведется Минфином России;
- Государственная долговая книга Российской Федерации представляет собой Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.
Ведение Государственной долговой книги РФ осуществляет Минфин РФ.
В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения:
- об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации;
- о дате возникновения обязательств;
- об исполнении указанных обязательств полностью или частично;
- другая информация.
Информация о гос. внешних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Гос. долговую книгу в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Минфин соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
Объем информации и порядок ее внесения определяются Министерством финансов Российской Федерации.
п. 1 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ
Учет государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации осуществляется:
Вопрос: 5.1.16
- Минфином России.
Учет и регистрация гос. долговых обязательств РФ осуществляются в гос. долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации. Ведение этой книги осуществляет Минфин.
ст. 120 и п. 1 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ
Номинированы в иностранной валюте следующие государственные бумаги:
Вопрос: 5.1.17
Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) — гос. ЦБ Российской Федерации, номинированные в валюте.
Облигации гос. нерыночных займов (ОГНЗ) — это федеральные гос. ценные бумаги, выраженные в валюте Российской Федерации (рубли), выпускаемые в документарной форме. Эмитентом ОГНЗ от имени Российской Федерации выступает Минфин. Характерная особенность ОГНЗ, прямо вытекающая из их названия, состоит в том, что данные облигации не обращаются на вторичном рынке.
Облигация гос. сберегательного займа (ОГСЗ) — это среднесрочная предъявительская бумага, выпускаемая в документарной форме, номиналом 100 и 500 тыс. руб. Эмитентом облигаций является Минфин.
Облигации внешнего облигационного займа РФ (ОВОЗ) номинированы в иностранной валюте.
Гос. сберегательные облигации (ГСО) номинированы в российских рублях. (п. б Условий эмиссии и обращения гос. сберегательных облигаций).
В соответствии с п.З Приказа Минфина РФ от 28 января 2000 г. N 13н «Об эмиссии облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года» номинальная стоимость облигации государственного валютного займа (ОГВЗ) — 1000 долларов США. Соответственно названию, выпускаются они в валюте.
https://kvaal.ru/a-fsfr/baz/gos-dolg/