Правовые акты регулирующие инвестиции рф
Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности
Один из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат, является существующая система законодательства, определяющая особенности инвестиционной деятельности.
Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике нуждается в государственном регулировании потому, что инвестиционная деятельность, как и экономика, подвергается реформированию.
Государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:
- 1) посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;
- 2) посредством прямого управления государственными инвестициями;
- 3) принятием государственных инвестиционных программ;
- 4) посредством особого регулирования государственной деятельности. [19]
Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности являются:
- * налогообложение;
- * участие государственных органов в инвестиционной деятельности;
- * создание свободных экономических зон;
- * распределение и перераспределение финансовых ресурсов;
- * кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов).
Действующие законодательные и подзаконные акты можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важной является классификация по задачам и объему правового регулирования. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
В первую группу входят: комплексные законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы, и общие положения правового регулирования на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов.К таким актам относятся:
- 1. Гражданский Кодекс РФ
- 2. Законодательные акты в сфере приватизации;
- 3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах»; «О государственном регулирований внешнеторговой деятельности»; [5,6,]
- 4. Правовые акты Президента РФ, указы Президента.
- 5. Правовые акты Правительства РФ.
Во вторую группу правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, входят предметные или рамочные законодательные или подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима, инвестиционной деятельности или ее конкретных организациях и правовых форм. [17]
Основополагающее значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в России имеют следующие законы:
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»(в ред. ФЗ от 12.12.2011 N 427-ФЗ)
Данный закон устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений для всех форм собственности; дан понятийный аппарат, раскрываются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, излагается государственное регулирование инвестиционной деятельности — в форме капитальных вложений, определены государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений, изложены основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности,осуществляемой в форме капитальных вложений, заключается в следующем:
- * совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- * установление субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- * защита интересов инвесторов;
- * предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
- * создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов, устанавливающих рейтинговые оценки субъектов инвестиционнойдеятельности;
- * принятие антимонопольных мер;
- * развитие финансового лизинга в РФ;
- *проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- *создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности инвестиционных фондов.
С другой стороны, в законе рассмотрено прямое государственноерегулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- * разработки, утверждения и финансирования инвестиционныхпроектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемыхза счет средств федерального бюджета;
- * формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
- * размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
- * проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
- * вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.[1]
- 2. Федеральный закон от 9июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»(в ред. ФЗ от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
Настоящий федеральный закон определяет основные гарантииправ иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от нихдоходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.Кроме того, он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии,управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствияправового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
Данный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, в некоммерческие организациидля достижения общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной.[2]
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ «О банках и банковской деятельности»
В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций, банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.[3]
Последнее время на федеральном уровне проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиции не регулируется законодательными актами, в связи, с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовки и принятию соответствующих актов.
Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования — с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
По форме и юридической силе:
законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;
правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).
По характеру правового регулирования — вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:
административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.
Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);
постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.
Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.
В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран — в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).
Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции.
2.1 Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования — с другой. Действующие законодательные и подзаконные акты, составляющие общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности, можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы [18, с 25-30].
В первую группу входят так называемые комплексные законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РФ отечественных и зарубежных инвесторов либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства.
К таким актам относятся:
Гражданский кодекс РФ. Законодательные акты в сфере приватизации. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах». Система отраслевых актов налогового законодательства. Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», Закон «О недрах». Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного законодательства, а также некоторые другие законодательные акты.
Правовые акты Президента РФ (например, Указы «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» и др.).
Правовые акты Правительства РФ (например, постановления о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах и т.д.), некоторые акты Центрального банка РФ и отдельные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Вторую группу правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, составляют предметные или рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в РФ.
К таким актам относятся, прежде всего, Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О соглашениях о разделе продукции» и некоторые другие законодательные акты, а также правовые акты Президента РФ (например, Указы «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» и др.), правовые акты Правительства РФ (например, постановления «Об утверждении Положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений», «О порядке определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд» и др.) и отдельные ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ и т.д.
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
— Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.
— Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999.
— Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12 1995.
— Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.03.1993.
— Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» от 25.01.1995.
— Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997.
— Постановление правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 29.09.1994 (в ред. от 20.08.1997).
Регулирование на национальном, внутригосударственном уровне тесно связано с регулированием на международном уровне. Поэтому наряду с внутренним инвестиционным законодательством иностранные инвестиции регулируются также через заключение международных договоров. По данным центра ООН по транснациональным корпорациям, по состоянию на 31 декабря 1997г. было заключено 265 международных договоров по вопросам инвестиций. Нормы международных договоров пользуются приоритетом перед нормами внутреннего законодательства. В ст.5 закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» закреплено положение, что «если международным договором, действующим на территории РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РСФСР, применяются правила международного договора».
Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений могут быть двусторонними и многосторонними (примером является Сеульская конвенция). Наряду с определением понятия инвестиций такие соглашения включают четыре основные обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся государства обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственно переводить свои доходы. Государства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже.
Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, которые призваны обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски, которые они несут в связи с капиталовложениями в других странах.
Одним из таких соглашений является Сеульская конвенция 1985г., вступившая в силу 12 апреля 1988 г. Еще одно широко применяемое в настоящее время многосторонне соглашение — Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, которая подписана 18 марта 1965г. и вступила в силу 14 октября 1966 г.
Правовая государственность и правовая защита:
Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.
— Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.
— Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов — указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.
— Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются. В связи с этим было бы целесообразно в рамках законотворческого процесса выслушивать мнение всех экономических групп, интересы которых затрагивают законопроекты, и на основе этой дискуссии принимать решение [23, с 45 — 60].
Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.
— Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, заключенным РФ. В частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является предоставление льгот иностранным инвесторам. Так, например, закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает льготы для приоритетных инвестиционных проектов, которые должны быть включены в список, утверждаемый правительством. Однако до сих пор не приняты ни соответствующий список, ни порядок включения в него инвестиционных проектов. Этим же законом значительно сокращен перечень документов, необходимых для регистрации компании. Тем не менее регистрационные палаты продолжают применять устаревший перечень.
— Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.
— Еще одна причина пробуксовки инвестиционного процесса — отсутствие согласованности в деятельности различных органов. Так, Министерство финансов и министерство по налогам и сборам по-разному толкуют положения Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и ФРГ. Так, при ввозе легковых автомобилей представительствами иностранных компаний на территорию РФ налоговое управление не требует уплаты налога на приобретение транспортного средства. Таможня же отказывается оформлять такие автомобили без подтверждения об уплате налога на их покупку.
— Иностранный инвестор, полагающий на полученную от официального органа информацию, не застрахован оттого, что эти сведения не будут оставлены без внимания каким-либо другим или даже тем же самым официальным лицом.
Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции. Компетентные правоохранительные органы, в частности прокуратура, даже при наличии явных подозрений не начинают расследования преступлений вообще или проводят их недостаточно эффективно. Во многих случаях чиновники сами являются соучастниками противозаконных действий. Пример тому многочисленные коммерческие информационно-консультационные центры, действующие при регистрационных палатах, где на платной основе заняты сотрудники тех же государственных органов или близкие им лица. Оформление новых офисов в принципе возможно и без этих посредников, но в этом случае регистрация затянется [16, с 35 — 60 ] .
https://invest-4you.ru/investitsii/pravovye-akty-reguliruyushhie-investitsii-rf/