Восточный — первый гражданский космодром России: стоимость строительства, проблемы и другие факты
Космодром Восточный открыл новую эру в истории российской космонавтики. О том, чем живет самый молодой космодром страны сегодня, о прошлых и текущих проблемах, также о достижениях «Байконура-2» – в материале 24СМИ.
Проект строительства первого гражданского космодрома России
Политическая ситуация, сложившаяся в 1991–1993 годах, была непростой для российской космической отрасли. Требовалось срочно заменить Байконур, оставшийся после распада Советского Союза в Казахстане. Начался поиск «кандидатов» на роль новой стартовой площадки. Рассматривали три варианта. Все на Дальнем Востоке – в единственном регионе, который обладал той же широтой, что и Байконур.
Космодром на Дальнем Востоке выглядел идеальным по нескольким причинам. Здесь планировалось создать заводы по производству космического оборудования и ракет так, чтобы расстояние доставки стало минимальным. Это заодно дало бы толчок к развитию экономики региона. Широта позволяла перенести пилотируемые запуски на российскую территорию, сохраняя грузоподъемность. Последнее уменьшило бы зависимость от Казахстана.
Еще одна причина крылась в том, что космодром был бы новым. Все предыдущие «выросли» из стартовых комплексов для запуска баллистических ракет и не соответствовали оптимальным условиям для пусков в космос. Создание проекта с нуля минимизировало проблемы, связанные с переоснащением площадки для запуска межконтинентальных ракет.
До строительства Восточного предлагалось использовать космодром Свободный. Его расположение – 51°42´ северной широты. Это лучше Плесецка, но хуже Байконура. Поэтому Свободный не стал полноценной заменой, хотя с него и запустили ряд космических спутников в период между 1997 и 2006 годами. Из-за нехватки средств серьезных преобразований инфраструктуры Свободного не проводилось.
Чтобы построить «правильный» космодром, следовало взять на карте ту же широту, что и у Байконура. Во всяком случае, не севернее. Такая территория у России имелась – Приморье.
Первый из предложенных проектов рассматривал возможность строительства комплекса в районе Владивостока, где море обеспечило бы доставку к космодрому тяжелых и сверхтяжелых грузов. Морской транспорт — единственный без существенных ограничений по грузоподъемности. Но близость моря делает погоду нестабильной. Поэтому проект отвергли с формулировкой «из-за погодных условий».
Второй проект предлагал начать строительство в районе Советской Гавани, города, расположенного в Хабаровском крае, на берегу Татарского пролива. Доставка грузов происходила бы из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Этот проект отклонили из-за сейсмической неустойчивости региона.
Следующий проект – строительство космодрома на базе военного аэродрома в поселке Хороль в Приморье. Его тоже отклонили, и сейчас Хороль фигурирует в сообщениях о планах создать частный коммерческий космодром в Приморском крае.
Для нового строительства выбрали район рядом с космодромом Свободный. Восточный находится на 51°53′ северной широты и 128°20′ восточной долготы. Критики не находят плюсов в выбранном для строительства районе. Море от него далеко, а ближайший промышленный центр – город Благовещенск – в 200 км. В районах падения ракет-носителей ведется хозяйственная деятельность человека.
Диапазон запуска дает выход на орбиты с наклоном от 51° до 110°. Однако при выводе спутника на орбиту с наклоном 51,8° в зону падения отработанных ступеней попадает судоходная часть нижнего течения Амура, включая города на побережье Татарского пролива. Кроме того, зона падения накрывает несколько заповедников. Критики также отмечают вероятность лесных пожаров в местах приземления отработанных ступеней, что негативно повлияет на животный и растительный мир региона.
Одним из сторонников сегодняшнего местоположения космодрома был экс-глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов. В 2007 году чиновник сообщал, что выбор в пользу Амурской области сделан из-за погодных условий – здесь 310 ясных дней в году, а также сухой климат и отсутствуют сильные ветра. К тому же стоимость проекта с учетом инфраструктуры и объектов, которые планируется в итоге возвести, составляет порядка 180 млрд руб., в то время как цена строительства космодрома с нуля на побережье океана составила бы не меньше 380 млрд руб.
Цели создания и особенности эксплуатации
Строительство космодрома Восточный начато 1 августа 2011 года. Целью обозначено создание комплекса для запуска пилотируемых ракет, способного частично разгрузить, а впоследствии и вовсе заменить Байконур. В частности, планируется запускать гражданские спутники, снизив долю стартов в Казахстане до 11%.
План строительства первой очереди включал 4 этапа:
- разработка проекта – до 2010 года;
- строительство стартовой площадки – до 2015-го;
- строительство подъездных дорог – до 2013–2014-го;
- проведение первых запусков – 2016-й;
Запуск второй очереди строительства планировался на 2017 год. Запуск первого пилотируемого космического корабля – 2018-й. Перевод всех российских пилотируемых запусков на Восточный – 2020-й.
Восточный позиционируется как гражданский космодром для пилотируемых запусков, в то числе для доставки космонавтов на МКС и пилотируемых полетов к Луне. Запуски военных спутников планируются в Плесецке.
Отсюда также собирались запускать ракету-носитель «Русь-М». Но в 2011-м проект приостановили. Поскольку возможности «Руси-М» дублировались другой ракетой-носителем – «Ангара», решили ограничиться строительством площадки для запуска последней.
Инфраструктура и руководство космодрома Восточный
Восточный состоит из 12 объектов:
- обязательные для космодрома стартовый и технический комплексы;
- аэропорт для доставки грузов;
- командный пункт;
- центр управления полетами;
- пусковая платформа;
- испытательный комплекс;
- заправочный комплекс и заправочная установка;
- установка для производства и хранения сжатых газов;
- корпус сборки и ремонта.
Для проживания персонала предназначен городок Углегорск, расположенный рядом с Восточным. В 2015 году Углегорск переименовали в Циолковский в честь основоположника космонавтики.
В июне 2021 года руководителем дирекции Восточного назначен Валинур Агишев, ранее руководивший Байконуром. Генеральный проектировщик космодрома – проектный машиностроительный институт «Ипромашпром». Генеральный подрядчик – Федеральное агентство специального строительства.
Недостатки проекта
На протяжении десятилетий Россия была флагманом космической отрасли. Надежное оборудование и новые технологии были предметом гордости граждан. По мнению критиков, серия неудачных запусков и постоянные коррупционные скандалы вокруг Восточного ставили лидерство страны в космической отрасли под сомнение.
В 2015 году Владимир Путин заверил, что все проблемы будут решены. Ситуации с зарплатами рабочих и задержками строительства были взяты под контроль. Но проблема гораздо глубже, чем коррупционные скандалы.
Страны, претендовавшие на лидерство в космической гонке, сократили на некое время финансирование космических программ. США свернули программу на мысе Канаверал и пользовались услугами Байконура. Россия также сократила финансирование, в том числе для строительства Восточного. Так, в 2011 году на строительство выделили только 3,5 млрд руб. при общей стоимости проекта в 180 млрд.
Но главной проблемой рестарта космических программ считалось отсутствие амбиций, а соответственно, грандиозных проектов пилотируемых полетов на Марс или на Луну. Нет конкуренции – нет и веских причин для освоения дальнего космоса. Впрочем, в последние годы ситуация с широкомасштабными проектами, в том числе связанными со строительством баз на Луне и Марсе, сдвинулась с места.
Проблемы
В начале 2022 года Восточный отстает от графика строительства, объявленного в самом начале проекта. Сроки переносятся. В прессе проект называют «космическим долгостроем».
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин считает, что способом исправления ситуации станет долгосрочный проект. Таким считают создание постоянной российской базы на Луне и высадку российских космонавтов на спутник Земли в 2030 году. Начало строительства лунной базы запланировано на вторую половину 2020-х- годов. Однако в реальности российская ракетная промышленность неоднократно сталкивалась со скандалами и коррупцией.
После крушения ракеты «Протон» в 2016 году «Роскосмос» отправил на повторную проверку 70 двигателей из-за опасения по поводу неисправных компонентов. Причиной аварии стал неисправный датчик, поврежденный во время сборки на Байконуре.
Генеральная прокуратура расследует десятки уголовных дел, связанных с коррупцией и нарушениями на строительстве Восточного. Проектировщиков обвинили в хищении 143 млн руб. По делу ведется следствие. В ходе прокурорских проверок уже осудили 13 человек. Ведущий инженер обвиняется по статье о взяточничестве.
В 2018 году по фактам хищений на строительстве были арестованы глава «Дальспецстроя» Юрий Хризман, его сын и экс-бухгалтер компании. Следствие оценило ущерб от их действий в размере 52 млрд руб.
В декабре 2021-го Восточный вновь оказался в центре внимания. На встрече участников конгресса молодых ученых с президентом РФ Владимиром Путиным студент Московского физико-технического института утвеждал, что якобы стоимость туристического посещения космодрома Восточный составляет 100 тыс. руб. Президент пообещал разобраться в озвученной проблеме.
Позже в комментарии главы «Роскосмоса» озвученная сумма была названа странной. Дмитрий Рогозин сослался на закрытие космодрома для посещений туристами с апреля 2020 из-за пандемии COVID-19. До этого момента стоимость экскурсии составляла 6741 руб. на человека. Чиновник также указал на неполноту данных. Неизвестно, что входило в тур, предложенный молодому человеку, какая компания являлась провайдером и когда предоставила озвученные услуги.
По словам главы «Роскосмоса», указанная студентом стоимость посещения космодрома возможна только в том случае, если туриста будет прямо у трапа самолета встречать Bentley с личным водителем и гидом, а питаться гостю предложат исключительно в лучших ресторанах Благовещенска.
Также Дмитрий Рогозин рассказал, что «Роскосмос» ведет обсуждение с «космическими» вузами о возможности направлять будущих выпускников целевых специальностей для посещения пусков в рамках учебной практики или профориентационной работы.
Перспективы развития космодрома Восточный
Очевидно, что несмотря на всевозможные проблемы, Восточный будет достроен. Это необходимо для обеспечения независимости космической программы России. Ограничение доступа к площадке Байконура ставит под угрозу выполнение страной международных договоров по пилотируемым запускам.
Новый космодром Восточный позволяет увеличить количество запусков ракет с собственной территории. Первый запущенный спутник успешно вышел на орбиту 28 апреля 2016 года. Всего к концу 2021 года состоялось 8 запусков. Неуспешным среди них оказался только второй – в ноябре 2017-го.
Что касается экономического развития Дальнего Востока, то реализация планов отложена. Если бы блоки производились на месте, то создавались бы новые рабочие места, строились дороги, инфраструктура, способствуя развитию региона. Но от выпуска блоков на месте отказались. Поэтому говорить о развитии производственных мощностей в Приморье пока рано.
Заранее трудно судить о том, насколько успешным будет проект после полного ввода космодрома в эксплуатацию. Аренда Байконура продлена до 2050-го. За это время космодром Восточный успеет превратиться в развитый объект космической отрасли. Достроить космодром планируют в 2022 году, а в 2023-м – начать подготовку к запуску первого пилотируемого полета.
https://24smi.org/facts/292084-vostochnyi-pervyi-grazhdanskii-kosmodrom-rossii-st.html